Правила рокировки в шахматах

Играть сейчас

Рокировка. Правила рокировки в шахматах. Длинная рокировка, короткая рокировка

Как уже упоминалось в предыдущих разделах, король в шахматах является самой главной фигурой. Если его атакуют, его нужно немедленно передвинуть в безопасное положение, если же это не получается, то игра проиграна. На начальных этапах шахматной партии основная битва обычно разворачивается вокруг центральных клеток доски, поэтому будет хорошей мыслью передвинуть короля в более безопасное место в углу доски, а ладью, наоборот, вывести ближе к середине доски, чтобы она могла принять участие в битве. Осуществить это поможет рокировка .

Шахматная доска вертикально может быть поделена на две части. Если смотреть на доску с позиции белых, левая сторона называется ферзевым флангом, а правая — королевским флангом. Эти понятия важны для понимания рокировки в шахматах, ведь у короля есть выбор, в какой угол передвинуться — он может сделать рокировку на любой из этих флангов.

Правила рокировки в шахматах

Когда король осуществляет рокировку, он передвигается на две клетки влево или вправо, а ладья передвигается на противоположную от короля клетку.

Правила рокировки в шахматах

При рокировке по правилам сначала нужно передвинуть короля, иначе ваш противник может заявить, что вы просто передвинули ладью, а не совершили рокировку (правило «взялся — ходи», см. правила шахмат ). На диаграмме внизу ни один король еще не совершил рокировку.

На следующей диаграмме король белых совершил рокировку на королевском фланге, или, иначе говоря, он совершил короткую рокировку (также она может называться рокировкой в короткую сторону ). Он передвинулся на две клетки вправо, а ладья передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данный вид рокировки обозначается как «O-O» в шахматной нотации .

На следующей диаграмме король белых сделал рокировку на ферзевом фланге, или, иначе говоря, он совершил длинную рокировку (также она может называться рокировкой в длинную сторону ). Как и в предыдущем случае, король передвинулся на две клетки, но на этот раз влево, а ладья также передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данная рокировка обозначается как «O-O-O» в шахматной нотации.

Выше перечислены общие правила рокировки в шахматах. Но, помимо этого, есть определенные ситуации, при которых рокировка не может быть совершена:

Рокировка невозможна, если либо король, либо ладья уже совершали ход.

На диаграмме внизу король не может сделать длинную рокировку, потому что ладья для этой рокировки уже совершала ход.

Все клетки между королем и ладьей должны быть свободны.

На следующей диаграмме король не может осуществить длинную рокировку на данном ходу, потому что между королем и ладьей находится конь.

Если королю поставлен шах, он не может сделать рокировку, чтобы уйти из-под шаха.

На диаграмме внизу ладья черных поставила шах королю белых. На текущем ходу белые не могут осуществить рокировку, но если для того, чтобы уйти из-под шаха, белые не задействуют короля, позднее белые все же могут сделать рокировку.

Король не может сделать рокировку, если после рокировки он окажется под шахом.

На следующей диаграмме слон черных атакует помеченную клетку, на которой окажется король белых, если белые совершат рокировку в длинную сторону. Поэтому при такой рокировке король белых окажется под шахом. Однако белые могут совершить короткую рокировку, либо они могут все же совершить длинную рокировку, но позднее, когда данная клетка не будет находиться под атакой.

Король не может сделать рокировку, если для этого ему придется пересечь находящуюся под атакой вражеской фигуры клетку.

На диаграмме внизу ферзь черных атакует подсвеченную клетку, которую нужно будет пересечь королю, чтобы осуществить рокировку в длинную сторону. Поэтому в данный момент король не может осуществить этот вид рокировки.

Как правило, лучше всего делать рокировку на начальных этапах шахматной партии, чтобы обезопасить короля перед началом атаки и открытия клеток на центральных столбцах. Помните, что эти открытые клетки могут предоставить вражеским фигурам доступ для атаки вашего короля.

Первая шахматная партия, сыгранная между космонавтом в космосе, и игроком на Земле, произошла 9 июня 1970 года (с командой корабля Союз-9). Партия закончилась вничью

Интересное видео по теме


Понравилось? Поделись ссылкой!